Меню
12+

Общественно-политическая газета Локтевского района «К новым рубежам»

04.10.2019 10:58 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 05.10.2019 г.

По совету мудрой наставницы

Автор: Т. РЕЙЗВИХ.

О.С. Зинченко.

Кто из нас, проснувшись хмурым будним утром, хотя бы раз мысленно не попенял судьбе: "Ну, почему я прямо сейчас должен вставать на работу, потом ещё куда-то бежать, торопиться? Почему не могу действовать по велению-хотению души – вдруг, например, бросить всё и устремиться в путешествие? Или хотя бы понежиться в тёплой постельке этак до полудня". Как жаль, думаешь, что "надо" не совпадает с "хочется". А если бы совпадало, то летал бы под облаками на крыльях счастья! Но, похоже, бывают и такие счастливчики, у которых слова "долг" и "желание" стали синонимами: совпали чаяния души и призвание. И всё, что делать надо, делается этими людьми от души и для души. Именно такой человек – наша сегодняшняя героиня, учитель английского языка гимназии №3 Ольга Сергеевна ЗИНЧЕНКО.

Счастье: в работе и личной жизни

Наверное, настоящие учителя вырастают из тех, кто идёт в профессию по какой-то внутренней "чуйке", вдруг проснувшейся в определённом возрасте и бередящей душу. Или – по совету мудрого наставника, педагога, открывшего в твоём характере нечто такое, о чём тебе и самому ещё неведомо. На выбор Ольги Калашниковой повлияла именно наставница, учитель немецкого языка школы №2 Горняка С.А. Карпенко.

– В 11 классе Светлана Андреевна предложила участвовать в районной олимпиаде по немецкому языку, – рассказывает наша собеседница. – Выступила я успешно, оказавшись в тройке лидеров. Первое достижение окрылило, придало уверенности и пробудило интерес ко второму иностранному языку, английскому. Начала изучать его просто для себя, дистанционно. Светлана Андреевна же всегда интересовалась моими успехами, хвалила – и тем самым, исподволь, поддержала в выборе профессии. Считаю, мне очень повезло в этом: встретился педагог от Бога, понимающий своих учеников и умеющий рано заметить их способности.

В 1998 году Ольга Калашникова поступила на факультет иностранных языков филиала Университета Российской академии образования в Рубцовске, который успешно окончила в 2003-м, получив специальность "лингвист-переводчик".

– Попыталась трудоустроиться там же, в Рубцовске, но не вышло, в школы без стажа не принимали. Тогда вернулась в Горняк – в школе №1 полтора года замещала учителя иностранных языков, которая ушла в декретный отпуск, а с 2005 года и по сей день преподаю английский язык в гимназии №3, – коротенько рассказывает о себе Ольга Сергеевна.

Не секрет, что молодой учительнице выйти замуж трудно: школьный коллектив преимущественно женский, загруженность работой такова, что выкроить время на устройство личной жизни иногда нереально. И если ты не "подсуетилась" в студенческие годы очаровать красавчика-физика или математика с параллельного потока, то потом о знакомстве с хорошим надёжным парнем часто остаётся только мечтать. Однако у нашей героини и в плане личной жизни всё сложилось наилучшим образом.

– В феврале 2010 года мы, делегация от педагогов района, отправились на Съезд учителей Алтайского края. В нашей группе были, в основном, коллеги постарше меня, потому я больше скромно помалкивала, чем говорила, – рассказывает собеседница. – А поскольку тщательно подготовилась к поездке: уложила в парикмахерской волосы, надела элегантный бежевый костюмчик, – то всю дорогу в "Газели" просидела прямо, даже головы не приклонила, боясь помять причёску и костюм. Очевидно, этим обратила на себя внимание Т.П. Зинченко, на тот момент директора Георгиевской школы. После поездки, да не обидится Татьяна Петровна за мои откровения, почувствовала её внимание к своей персоне: будущая моя свекровь решила познакомить меня с сыном. Честно говоря, всегда скептически относилась к такого рода знакомствам, через "свах": как-то всё неромантично. Но теперь вот от всей души говорю спасибо!

Дмитрий Зинченко, как оказалось, полностью соответствовал представлениям девушки о том, каким должен быть глава семьи. Не избалован, приучен к любому труду. Поженившись, молодые прибрели однокомнатную квартиру. В лице супруга наша героиня обрела и любящую вторую половинку, и доброго друга, на которого во всём можно положиться, единомышленника, с пониманием относящегося к её вечной учительской занятости и поддерживающего во всех делах.

Вино из одуванчиков

Высокая занятость школьного учителя – притча во языцех, оспаривать её вряд ли кто возьмётся. Каждо-дневно с первым звонком педагог попадает в водоворот учебных дел, затягивающих его с головой, будто в бездонную воронку. Учительский трудоголизм может так иссушить душу, что легко превратиться в "синий чулок" или того хуже – в чеховского "человека в футляре". Но не такова "англичанка" гимназистов Ольга Сергеевна Зинченко, чтобы спасовать перед рутиной и забыть напрочь о душе.

– Длинный летний отпуск – необыкновенное благо для учителя! Он позволяет осуществить многие мечты о дальних странствиях и путешествиях, побывать в местах, где никогда до того не был, и где можно напитать сердце новыми впечатлениями, а голову свежими мыслями, – считает собеседница. – В Горном Алтае, например, под снежными шапками вершин, у кромки чистейшей озёрной воды успокаивается душа, наступает умиротворение, столь нужное в суетной жизни.

Однажды она прочитала роман классика английской литературы Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков". Произведение пленило философскими мыслями о жизни. Для нашей героини таким воздушно-лёгким "напитком" стала страсть к перемене мест. Как вино из одуванчиков, дурманит эта страсть – к горным утёсам, меж которых под лапами вековечных елей и сосен серпантином убегает всё выше и выше дорога... К прогретому солнцем морскому песку... К живописным лесным тропам…

– Не раз мы с мужем бывали в Белокурихе, на Чёрном море, в районе Туапсе и Адлера. Возвращаемся, набравшись сил и впечатлений, которые просятся на картины, – признаётся Ольга Сергеевна.

Здесь хочется заметить, что она, ко всему, ещё и мастерица-рукодельница. Творчество для неё тот же глоток "вина из одуванчиков", наполняющий вдохновением, когда руки тянутся к игле, бисеру, нитям и – рождаются картины.

– Рукоделием в своё время меня увлекла на уроках труда учитель И.Г. Зиброва. Ирина Георгиевна научила вышивать крестиком и гладью, и со школьных лет это стало любимым занятием в свободные от работы зимние вечера, – продолжает рассказ собеседница. – Чаще всего вышитые картины отражают пейзажи, запавшие в душу во время путешествий. Вот "Тишина": речка, по её берегам деревья, а за ними видны купола церкви, на переднем же плане – причалившие лодки. Такой вид "подсмотрела" ещё в детстве на Тамбовщине, откуда родом моя мама Тамара Михайловна и где живёт 90-летняя бабушка Таисия Константиновна. Картины оформляю в рамочки в багетной мастерской и дарю близким. Первая моя работа, "Бабочка", выполненная бисером, понравилась свекрови и долго висела в её кабинете. В доме Татьяны Петровны одну из комнат украшает "Исаакиевский собор". У родителей есть моя гобеленовая работа "Корзина с розами". С особым трепетом вышивала "Икону Матроны Московской", освятила её в храме и храню у себя дома. После поездки на море вышиваю "Морской пейзаж"…

Учитель продолжается в своих учениках

– В начальных классах дети с горящими глазами воспринимают иностранный язык: их за-хватывает всё, начиная с непривычного алфавита. Но не секрет, что классу к седьмому этот энтузиазм заметно тускнеет. Считаю своей задачей как педагога найти такие методы и формы подачи учебного материала, чтобы у ребят не угас интерес к изучению английского языка до самого окончания школы, – делится планами и целями Ольга Сергеевна. – Люблю, когда мы с учениками "отходим" от материала, изложенного в учебнике, опробуем методиче-ские новинки: всё для того, чтобы активизировать познавательную деятельность школьников на уроках.

В поиске инноваций педагог обращается к интернет-ресурсам, к сайтам, где размещаются разнообразные задания, придумывает и разрабатывает внеурочные мероприятия, стимулирующие желание подростков познавать иностранный язык во всей его живости, многообразии. Уже не первый год О.С. Зинченко проводит конкурсы чтецов на английском языке, дистанционную командную игру "Лингвист".

– Для 5-6 классов мне захотелось разработать конкурс на тему "Рождество в англоговорящих странах", – рассказывает она. – Составила положение о конкурсе, которое предусматривает презентацию, викторину, сочинение синквейнов, стихов на английском языке. Были и задания составить кроссворды, написать открытку Санта-Клаусу. Знаете, дети с удовольствием участвуют в этом конкурсе! У них рождается инициатива, вновь загораются глаза: "Можно, я буду снова сочинять?" Например, одиннадцатиклассница Алёна Четыркина – самая заядлая конкурсантка, занимающая призовые места в конкурсе "Красота поэзии". Не отстаёт от неё и пятиклассница Лина Сердцева.

О том, что не только знания, но и душу вложила педагог в каждого из 18 своих выпускников прошлого учебного года (которых до сих пор называет "мои дети"), говорит хотя бы такой пример: золотая медалистка Александра Чернышева поступила в Томский государственный университет на факультет международных отношений.

– С Александрой мы занимались исследовательской работой с 8 класса. Предложила ей тему: "Фразеологические обороты с компонентом цветообозначения в английском языке", с которой девочка победила на международном конкурсе "Язык – всем знаниям и всей природе ключ". Не раз она участвовала и в олимпиадах. Всё это, конечно же, обогатило её знания английского языка.

Золотая медалистка Галина Шелест обучается IT-технологиям в АлтГТУ, продолжая изучение английского. Английский язык будет необходим и другим бывшим гимназистам, ставшим студентами вузов: скажем, Софье Танага и Максиму Шестакову, Валерии Богдановой и Валерию Петрову, а также выпускникам предыдущих лет Марине Тискановой и Дарье Пономарёвой, которым хорошее знание иностранного помогает успешно обучаться в АлтГУ и мед-университете. Эти ребята запали в душу педагогу – а теперь Ольге Сергеевне предстоит зажигать новые звёздочки на небосклоне "инглиша". Они уже наметились: Варвара Фёдорова, Алина Чурилова, Алина Шкеда, проявляя неподдельный интерес к изучению языка, лидируют в олимпиадах и конкурсах.

Стратегия будущего

Учитель с кусочком мела у доски – привычная для всех нас с детства картина. Он объясняет тему притихшему классу, и ты, сидя за партой, стараешься не отстать от его мысли. Он что-то пишет на доске, и ты торопишься перенести написанное в свою тетрадку…

С возрастом осознаёшь, что из таких вот преподанных педагогами кусочков знаний во многом и складывалась твоя картина мира. Все, кто выбрал педагогическую деятельность, наверное, тоже лишь с возрастом до конца понимают свою миссию – быть творцом стратегии будущего. Ведь учитель с каждым уроком и с каждым новым учебным годом формирует это самое будущее – культуры, всего общества, цивилизации. К слову, в построении стратегии значительную роль играют новые технологии обучения.

С 2011 года О.С. Зинченко руководит муниципальным методическим объединением учителей иностранных языков.

– Когда прежний руководитель Елена Иосифовна Левченко предложила мою кандидатуру, я согласилась, хоть эта работа на общественных началах и требует больших затрат времени, – отмечает наша героиня. – Представьте: проходит аттестация педагогов, "англичан" и "немцев". Мне как руководителю методобъединения необходимо посетить все открытые уроки, провести их анализ и экспертизу аттестационных дел. Или, допустим, всероссийская олимпиада, которая проводится раз в год. Для её школьного этапа составляем задания, формируем жюри для проверки результатов этапа районного и т.д. Да, хлопотно. Но как же эта работа интересна!

Как говорит Ольга Сергеевна, в районе более 20 учителей иностранного языка. Главная задача ММО – объединить профильных специалистов-педагогов с целью развития профессиональной компетентности, совершенствования знаний в области методики преподавания, для распространения передового опыта и подготовки к сдаче экзамена по иностранному языку. В течение учебного года О.С. Зинченко для всех "иностранцев" организует и проводит четыре заседания методобъединения. Тематику разрабатывает, исходя из требований времени.

– На заседании "Мои методические находки" любой учитель может поделиться собственными наработками, – поясняет собеседница. – Например, Т.Ю. Волошина рассказала об опыте проведения "Недели иностранного языка" в Кировской школе. Учитель Т.С. Старикова из школы №4 познакомила коллег с социальным сервисом Plickers.com, установленным на мобильный телефон, так что им можно пользоваться даже во время урока. Тем и ценна многогранная работа ММО, что даёт возможность общаться с коллегами, узнавать об инновациях, перенимать опыт старших, "обкатывать" инициативу молодых и использовать лучшие находки на уроках.

По инициативе гимназии №3 с 2017 года среди школ района проводится фестиваль инновационных практик "Стратегия будущего", на котором педагоги в присутствии жюри делятся опытом освоения новых технологий. В 2018-м О.С. Зинченко заняла на этом фестивале первое место в номинации "Внедрение инновационных технологий", а в 2019-м – второе место в номинации "Лучший реализованный инновационный проект". Останавливаться на достигнутом она не собирается – такова её собственная стратегия…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

106