– Живу с открытым лицом: никто обо мне плохого не скажет, – говорит о себе почётный горняк В.В. Баринов. Фамилия его хорошо знакома в Горняке, и бывшим шахтёрам АГОКа, и тем, кто работал или работает на других рудниках. Мы встретились и побеседовали с Владимиром Васильевичем, коренным жителем города, трудовой стаж которого «зашкаливает»: только подземных лет у него накопилось целых 28!
Немного немало, а всего лишь за вычетом школьных и армейских лет, он непрерывно трудился. Первую зарплату принёс родителям, будучи школьником. А ведь можно усомниться: с его-то «барской» фамилией – да в рабочий класс? Его трудовая биография характерна для многих горняков нашего города. Заметим, горняков потомственных, кто по примеру отца или матери сознательно выбрал рабочие профессии, чтобы осваивать подземные недра, добывать руду, трудовыми мозолями обеспечивать достаток своим семьям.
Родился Владимир в семье шахтостроителей. Его отец Василий Иосифович Баринов, плотник из Красноярска, и мать Нина Егоровна, обосновавшись в Горняке, работали в Алтайском шахтостроительном управлении. От родителей и унаследовал мальчишка интерес к рабочей специальности. Учился он в Горняцкой 8-летней школе, ещё в старом помещении по улице Октябрьской, а на каникулах, пока некоторые сверстники гоняли по крышам голубей, подросток трудился на кирпичном заводе в «копае». Там наравне со взрослыми рабочими отгружал готовый кирпич на стройки. Первые заработанные деньги он принёс родителям: уж очень ему хотелось помочь им и двум родным сёстрам.
– В 1970 году, после 8-го класса, я трудоустроился уже официально в межколхозную строительную организацию. В отделе кадров завели мне трудовую книжку, приняли в строительную бригаду: так я начал плотничать на строительстве домов в поселке Масальском, – рассказывает Владимир Васильевич.
Через год получил повестку из райвоенкомата. Воинскую службу парень проходил в составе Южной группы советских войск на территории Венгерской Народной Республики. В артиллерийской части освоил специальность наводчика миномёта. Причём, был классным наводчиком, передовиком соцсоревнования в воинской части – так писали о нём в газете «Советский воин» в 1973 году. В этом же году демобилизовался в звании сержанта, приехал в Горняк.
Надо сказать, что в 70-е годы прошлого столетия в Горняке наблюдался разгар строительства. Для парня, владевшего инструментами плотника и желанием работать на стройке, выбор вакансий и объектов предоставлялся широкий. Строились центральная районная больница, птицефабрика, очистные сооружения водоканала, Новозолотушинский рудник. И Владимир вновь продолжил трудовой стаж в АШСУ, где тоже были нужны плотники.
В 1974 году он перешёл в Успенскую геологоразведочную партию: шоферил, доставлял геологов и буровиков, а также оборудование на буровые вышки. А в 1976-м Владимир Баринов спустился под землю: его взяли горнорабочим очистного забоя Золотушинского рудника – в бригаду В.С. Ткачёва.
Проведя 11 лет в забое, решил учиться. Поступил в школу рабочей молодёжи, получил среднее образование, а затем продолжил учёбу в горном техникуме города Лениногорска по специальности «разработка рудных и нерудных месторождений».
– Почти сразу, как только получил диплом, меня назначили сменным мастером. Так, с 1984 по 1994 годы работал горным мастером на Золотушинском руднике Алтайского ГОКа, – говорит Владимир Васильевич.
О том, как трудилась смена под его руководством, писали в районной газете в 1987 году: «Смену
В.В. Баринова отличает хорошо отлаженная организация труда и взаимопомощь. Поэтому постоянно высоки результаты. Так, план первого квартала по добыче руды выполнен на 107,6%, что составляет 23273 тонны». И ещё такой пример: в 1980-е объявили соцсоревнование между рабочими коллективами крупных предприятий – Алтай- ского «Коксохима», Золотушинского и Иртышского (Казахстан) рудников. В этом трудовом соперничестве лидером оказалась смена горнорабочих В.В. Баринова, заслуженно занявшая 1 место.
– Помню, как нас чествовали в профсоюзном ДК им. Н. Островского: всем вручили денежные премии и грамоты. В честь такого события мы всей сменой сфотографировались на лестнице в Доме культуры. Вот она, эта памятная фотография. Глядя на неё, вспоминаю своих коллег, друзей-шахтёров, с кем не только перевыполняли плановые нормы, но и отдыхали семьями:
И.А. Дильмана, С.И. Кулинича, Н.Н.Тарасова, В.П. Руля, В.Г. Белоногова, Ф.Р. Деннера, А.Э. Рихельгофа, М.И.Федяева, В.Е. Маслакова и других. Особенно мы любили по выходным выезжать на природу, на берег Алея, где рыбачили, варили уху, ночевали в палатках. Незабываемое было время, счастливое: люди были дружные. Когда нам выделили дачные участки, строили домики всей сменой. Помогали друг другу разрабатывать делянки, высаживать саженцы плодово-ягодных культур, которые привозили для всех из Горного Алтая, – улыбается, вспоминая время молодости, романтики и трудового задора, наш собеседник.
В 1989 году постановлением коллегии Министерства цветной металлургии СССР и профсоюза рабочих металлургической промышленности В.В. Баринову присвоено звание «Почётный горняк».
– Заслуженную награду вручал мне директор АГОКа В.Ф. Пономарёв, – вспоминает собеседник. – Владимир Феофанович поздравил меня и пожелал трудиться так же хорошо и в дальнейшем.
Владимир Васильевич и продолжал работать добросовестно, однако дни предприятия были уже сочтены. В 1994 году Владимиру Баринову, шахтёру с многолетним подземным стажем, пришлось уволиться из ставшего родным ГОКа. В связи с ликвидацией горно-обогатительного комбината началось затопление рудника, дело шло к его консервации. Шахтёры Горняка были вынуждены искать работу на других рудниках и предприятиях.
«Покой мне только снился»
В.В. Баринов нашёл применение своему опыту горной работы на руднике Жезкентского горно-обогатительного комбината в сопредельном Казахстане. В 1995 году он устроился подземным горным мастером на участок закладки, где горнорабочие заливали бетоном отработанные подземные пространства – выработки.
В 2002-м руководство перевело Владимира Баринова на участок крепления горных выработок (УКГВ). Участок сложный, рассказывает он, к тому же ему доверили ответственную должность начальника УКГВ. По словам Владимира Васильевича, шахта Жезкентского ГОКа достигает глубины до 1 км. Это усложняет работу крепильщиков, которым приходится действовать порой с большим риском для собственной жизни, чтобы создать безопасные условия для работы забойщиков. Нетрудно понять, что начальнику крепильщиков, чтобы оценить обстановку и принять решение о том, как вести подземные работы, необходимо было самому первым ступать в опасную зону, чреватую обрушением. Он шёл впереди всей команды, оберегая своих подчинённых, особенно молодых и ещё не имевших опыта «взаимоотношений» с подземными угрозами.
Настало время, когда после 28 лет «подземки», наш герой решил: хватит шутить с суровой шахтой и, не раздумывая об опасностях, подставлять свою голову под потенциальные обвалы, ведь он нужен своей семье живым и здоровым.
– Решил я уволиться, но директор Жезкентского ГОКа А. Берелюк долго меня уговаривал: «Оставайся, Владимир. Мы тебе квартиру побелим, покрасим, только не уходи!» Но я всё же решил, что пора на покой. Как оказалось, покой мне только снился. Тут дали о себе знать мои бывшие коллеги по АГОКу, которые работали в то время в Монголии. И ну уговаривать меня: «Давай, Васильевич, к нам, на добычу шпата». Всеми силами отнекивался: «Уже старый стал, всё – поставил точку». Но потом подумал-подумал и согласился. Оказалось, есть ещё порох в пороховницах, да и «компания» на монгольском месторождении подобралась знакомая: директором ГОКа был Е.В. Земский, с ним в коллективе работали С.П. Бобешко, А.Г. Борзяков. Весной 2006 года мы с супругой Надеждой Яковлевной приехали в Монголию и устроились в совместное объединение «Монголросцветмет». Мне предложили должность начальника подземного участка №2 ГОКа «Бор-Ундур», а жену взяли заведовать складом автомобильных запчастей. Сразу выделили нам двухкомнатную квартиру с телефоном и мебелью. Все условия – только работай. Работали мы там года два, потом вернулись в Горняк, – рассказывает ветеран.
И после Монголии он не сидел без дела: находил себе работу в частных организациях города. Были ему предложения и из АО «Сибирь-Полиметаллы» – звали к ним начальником производственно-технического отдела. Отказался. А с 2022-го «прописался» в ООО «Горняцкий водоканал»: там для нашего героя нашлась ответственная мужская работа слесаря-ремонтника на очистных канализационных сооружениях. Сейчас наш герой на заслуженном отдыхе.
– Мне пошёл 71-й год, и я решил, что пора заняться множеством нескучных и приятных дел по дому, посвятить себя, наконец, только семье, любимым внукам, – говорит ветеран.
«Подземная работа – мой сознательный выбор»
Как же сейчас, по прошествии стольких лет, наш герой, шахтёр со стажем, ветеран труда расценивает свою подземную работу? Мы не удержались, чтобы не задать ему вопрос, почему в свое время выбрал шахту, ведь в Горняке в те годы действовали десятки предприятий, где мужчине можно было найти работу, не подвергая опасностям жизнь и здоровье. На что старый горняк дал такой ответ:
– Скажу честно: из-за жилья. Такой был у меня «корыстный», и, думаю, оправданный, мотив. В 1975 году женился, создали с супругой Надеждой Яковлевной семью, родился первенец – сынишка Серёжа, конечно, нужны были квадратные метры отдельного жилья. В Золотушинском рудоуправлении выделяли горнорабочим квартиры. Плюс ко всему – хорошая зарплата. Так что ради семьи и пополнения семейного бюджета пошёл на подземную работу. И ни разу об этом решении не пожалел: как показала жизнь, на этом пути получил не только трудовую закалку, но и обрёл надёжных друзей.
В 1980 году Бариновым выделили трехкомнатную квартиру в двухэтажном доме по улице Довгаля. Дом 1950-х годов постройки, в нём проживали ещё первопроходцы «Золотушки». Дом добротный, из тех строений, которые в советское время возводились на совесть. Комнаты просторные, уютные, тёплые. Здесь выросли и ушли в большую жизнь сын Сергей и дочь Светлана. Сюда приезжают, чтобы погостить у бабушки и дедушки, внуки. Это жильё, или, как, шутя, называет его Владимир Васильевич – «мой двухэтажный дом», супруги не променяли ни на какое другое, более новое. И готовятся встретить в нём юбилей совместной жизни, который не за горами: в следующем году исполнится ровно пять десятков лет с тех пор, как влюблённые скрепили свои сердца, чтобы бились они как одно.
Т. РЕЙЗВИХ.