Второй год в районах Алтайского края работают экспедиции Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Калмыцкий научный центр Российской академии наук». Учёные изучают историю калмыцкого народа в период его расселения в восточных районах СССР, в 1943-1957 годы. На прошлой неделе группа исследователей побывала в нашем районе.
Исследовательская работа проводится в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ по темам: «Юго-восточный пояс России: исследования политической и культурной истории социальных общностей и групп» и «Национальные информационные ресурсы в научном и культурном пространстве».
Калмыцкий народ, проживавший компактно на территории Калмыцкой АССР, в период Великой Отечественной войны подвергся переселению в отдалённые регионы Союза ССР, в основном в Сибирь, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1943 года. Железнодорожные составы со спецпереселенцами двигались в Омскую, Томскую, Новосибирскую области, в Красноярский и Алтайский края. На территории нашего региона оказалось порядка 25 тысяч калмыков. Часть калмыцких семей была расселена в Локтевском районе, в частности, в посёлке горняков, где шло строительство полиметаллического рудника и других объектов. История этого периода остаётся для калмыцкого народа малоизученной и имеет важное социальное значение. Целью исследования является подготовка обобщающей научной работы, посвящённой демографической характеристике калмыков-спецпереселенцев по всем регионам их проживания в период ссылки.
Младшие научные сотрудники отдела истории Калмыцкого научного центра Российской академии наук (г. Элиста, Республика Калмыкия) А.Ю. Васькина и И.Б. Манджиева рассказали о своей работе в Локтевском районе.
– В ходе научной командировки мы изучали документы районного архива, занимались поисками потомков калмыков, находившихся на спецпоселении в Локтевском районе, записывали воспоминания очевидцев тех событий, а также разыскивали калмыцкие захоронения, – рассказывает руководитель группы А.Ю. Васькина. – К сожалению, мало осталось в живых свидетелей того исторического периода, с 1944 по 1957 годы, когда в районе проживали депортированные калмыки, ведь прошли десятилетия. Но всё же мы хотим через вашу газету попросить откликнуться тех жителей района, кто помнит либо имеет информацию о калмыцких поселенцах: местах их проживания, быте, занятиях, этнических традициях. Ваши воспоминания, уважаемые локтевцы, являются ценным историческим материалом для исследователей. Просим отозваться и потомков спецпереселенцев: ваши истории также позволят восстановить картину пребывания депортированных семей на Алтае и дополнить демографическую характеристику спецпереселенцев.
Оценивая результаты научной командировки, Анжелика Юрьевна отметила, что проведённой работой сотрудники довольны: собранный ими материал действительно представляет научный интерес. Интерес же самой Анжелики Юрьевны к трагическому периоду в истории калмыцкого народа обусловлен её собственной родословной. Гостья Горняка поделилась своей семейной историей, которая была типичной для тысяч депортированных представителей её народа.
– Людей выселяли с мест исконного проживания без предупреждения – за 24 часа, среди зимы, разобщая семьи. Люди успевали взять с собой только необходимые вещи и кое-что из еды. Отправляли в товарных вагонах в неизвестность. Железнодорожные составы останавливались на станциях, чтобы выгрузить трупы умерших: ссыльные умирали в дороге от голода, холода и болезней. В одном из таких вагонов ехали и мои предки по отцу – Бадмаевы, – рассказывает она.
По ее словам, в пути почти все они умерли от брюшного тифа, доехал до пункта высадки в Омской области лишь один из сыновей – Юрий, ее будущий отец, которому тогда исполнилось 13 лет. Паренёк беспризорничал, пока его не приютила одна их калмыцких семей. Жили сосланные в основном за пределами поселений, рыли землянки, покрывая их пластами дёрна. Смертность была высокой: малые дети и старики не могли вынести таких условий жизни и суровых морозных зим.
– Моему отцу повезло: его определили в детский дом в деревне Чередово Омской области, – продолжает Анжелика Юрьевна. – Директор детдома обратил внимание на способного подростка, обладавшего каллиграфическим почерком. «Тебе, Юрий, надо продолжать учиться», – внушал он пареньку. Зная, что репрессированным калмыкам вход в высшие учебные заведения был закрыт, директор записал в документах выпуск- ника детдома Юрия Бадмаева, что по национальности тот башкир. Так директор детского дома фактически дал моему отцу путёвку в жизнь. Он поступил в Саратовское высшее военное танковое училище.
По окончании училища Юрий Цебекович Бадмаев проходил службу на территории ГДР и в Закавказье. Сейчас он майор в отставке, проживает в Элисте, ему 93 года. С мамой Анжелики Юрьевны Верой Убушаевной, которая также вышла из семьи спецпереселенцев и осиротела в детстве, они прожили совместно 64 года, вырастили троих детей. Они, как и все другие представители калмыцкой национальности, обосновались на родине после того, как в марте 1957 года была восстановлена Калмыцкая АССР.
– Мои родители показывают своим детям и внукам пример жизнестойкости и оптимизма. Они с детства научились выживать в суровых условиях: собирать в сибирском лесу грибы и ягоды, пить берёзовый сок. И с благодарностью вспоминают простых людей – сибиряков, которые делились с сосланными калмыками последним куском хлеба, – рассказывает она. – Моя мама знает много русских застольных песен, которые пели в Сибири, и часто поёт их под аккомпанемент папы. А папа владеет гармошкой, игру на которой освоил в детдоме, и аккордеоном. В его исполнении в доме звучат «Амурские волны»…
Вот такая личная история в немалой степени побудила физика и юриста по двум дипломам о высшем образовании А.Ю. Васькину увлечённо заняться историей своего народа.
– Документальные данные, полученные экспедицией в Локтевском районе, несомненно, пополнят демографическую картину калмыков-спецпереселенцев, – подводит итог Анжелика Юрьевна. – За тёплый приём и организацию успешной исследовательской работы мы благодарим администрацию района в лице главы Г.П. Глазуновой, а также педагога школы №2 О.А. Дреер. Надолго запомнится нам общение с открытыми и душевными людьми, с которыми посчастливилось встретиться на локтевской земле.
Т.РЕЙЗВИХ.